Показано материалов: 1-12
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. |
Активное фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра. |
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века. Уже с 3-х лет отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать. |
На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. |
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять свою индивидуальность. |
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д. Увеличиваются не только требования, вместе с ними растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения. |
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. |
Эмоциональное благополучие является одной из важнейших линий развития ребенка – играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка. Как справедливо указывал педагог-психолог А.В. Запорожец «Эмоции – сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребёнка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии с потребностями детской личности. А эмоциональное благополучие – гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психологическим благополучием. Г. Г. Филиппова выделяет следующие компоненты эмоционального благополучия ребенка в ДОУ:
Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте сверстники становятся важной составляющей в жизни ребенка: к 4-5 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повышается устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений (от чисто внешних предметных качеств до личностных характеристик). Стремительно увеличивается структурированность детей коллектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми, другие находятся в положении отверженных). И к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более популярными, другие не пользуются особой популярностью. |
В настоящее время мы переживаем большие изменения в развитии современного общества. Эпоха социально-экономических перемен, вхождение в информационно-техническое пространство, изменение общественного сознания диктует необходимость создания нового поля образовательной деятельности в России. Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Повышенный интерес к проблемам обучения и развития одарённых детей появился на западе уже давно. Он выразился в создании Всемирного совета по таланту и одарённости детей. Первая конференция состоялась в Лондоне в 1975 году. До сих пор совет координирует проекты по изучению психологической природы одарённости, подготавливает специалистов по изучению одарённых детей. Проводятся Международные конференции, посвящённые проблемам выявления и изучения одарённых детей. В разных странах разрабатываются программы помощи одарённым детям. В нашей стране этой проблеме тоже уделяют внимание. Достаточно вспомнить педагогические идеи Л. С Выготского о развитии путём освоения культурного наследия человечества. Идеи В. Н. Левитова о выявлении предрасположенности субъекта к той или иной деятельности. Идея «проблемного обучения» А. М. Матюшина. Идея развития человека через создание условий его творческой деятельности у Н. Ф. Талызиной и другие. Одарённость и одарённые дети. Что же можно подразумевать под одарённостью? |
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом с коллегами. Упражнение «Незаконченное предложение» Я предлагаю нам познакомится и высказать свое короткое суждение «Почему хорошо быть педагогом?». Каждый участник (по кругу) высказывается начиная со слов: «Меня зовут …., педагогом быть хорошо, потому что…». - Я думаю вы узнали о себе и о ваших коллегах что то новое, выполняя это задание. А ваши высказывания позволили позитивно взглянуть на роль педагога. Психологический настрой: «Все в твоих руках» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»». В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, такие условия в которой дети будут успешно социализироваться. Тема нашего сегодняшнего мастер класса «Социально – коммуникативный тренинг – учимся общаться». |
Добрый день уважаемые коллеги! Как вы думаете, почему наша сегодняшняя встреча началась с этой песенки? (ответы педагогов) Улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. Давайте поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг, я передаю солнышко со словами «Я рада видеть всех вас и вас ….следующий обращается к стоящему рядом с теми же словами, передает солнышко. Игра приветствие «Я рада видеть вас» Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Вы согласны со мной? (ответы педагогов) Так и родителей наших воспитанников важно заинтересовать работой детского сада, группы, проблемой. У педагогов и родителей одна задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Тема сегодняшней нашей встречи «Использование методических приемов и игр, или как сделать родительское собрание эффективным и интересным». |
Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения. Целью педагогического общения с детьми дошкольного возраста является развитие его личности, достигаемая в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия. |