Мастер класс для педагогов на тему «Социально – коммуникативный тренинг – учимся общаться»
2016-03-14, 9:45 PM

Мастер класс для педагогов  на тему

«Социально – коммуникативный тренинг – учимся общаться»

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом с коллегами.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Я предлагаю нам познакомится и высказать свое короткое суждение «Почему хорошо быть педагогом?». Каждый участник (по кругу) высказывается начиная  со слов: «Меня зовут …., педагогом быть хорошо, потому что…».  

- Я думаю  вы узнали о себе и о ваших коллегах что то новое, выполняя это  задание.  А ваши высказывания   позволили позитивно  взглянуть  на роль педагога.  

 Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

 В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, такие условия в которой дети будут успешно социализироваться.

 Тема нашего сегодняшнего мастер класса «Социально – коммуникативный тренинг – учимся общаться».

    Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Но существует и другая сторона медали, которая не может оставаться не замеченной специалистами, работающими в области педагогики и психологии. Целый спектр невротических и поведенческих расстройств у детей.

 Потребность в общении, как основа психологического развития человека постепенно нивелируется.  Осуществляя педагогическую деятельность нельзя не обратить  внимание на ряд следующих особенностей в поведении современных детей:

•    Мотивационно-потребностная сторона у детей к взаимодействию со взрослым и сверстниками значительно снижена.

•    В процессе проведения традиционных детских игр,  отмечаются негативные тенденции в общении среди сверстников. Дети не желают считаться с мнением партнера по игре и учитывать его позицию. В результате частые конфликты приводят к распаду игры. Отсутствие сформированности конструктивных навыков партнёрского взаимодействия у «проблемных» детей, приводит к тому, что дошкольники не способны проявлять те социальные качества, которые необходимы для коммуникации (толерантность, эмоциональная идентификация и т. д). Отсутствие упорства в достижении цели, не способность следовать правилу и ориентироваться на действия партнера по игре приводят к тому, что дети либо заранее предпочитают отказаться от совместной деятельности, либо совершают попытки видоизменить игру по своим удобным правилам.

•    Сила эмоционального реагирования ребенка в конфликте не соответствует силе получаемого извне раздражителя.

Период дошкольного возраста является мощным энергетическим сосудом, который стремительно наполняется содержимым, необходимым для дальнейшего развития ребенка, а в последствии и взрослого человека.  Для того, чтобы быть мобильным, гибким, успешным в социуме, от ребенка требуются хорошо развитый социальный интеллект.

А также  среди воспитанников детского сада имеется определенная группа детей, коммуникативное развитие которых сопровождается общими трудностями в обучении. Этим  детям с большим трудом удается  наладить отношения в детском коллективе: они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения, договариваться, мешают им, разрушают игру и т.д

К сожалению, эти проблемы  в дошкольном возрасте обычно не рассматриваются в связи с нарушениями коммуникативной деятельности, а  объясняются искажением детско-родительских отношений, плохим  характером ребенка, его недисциплинированностью, избалованностью и пр. И  только в конце дошкольного возраста, при изучении готовности к школьному обучению (в психологической структуре школьной зрелости  коммуникативная готовность занимает одно из значимых позиций), эта проблема квалифицируется психологами как дефицит коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

   Одним из эффективных методов формирования и развития коммуникативного поведения, социализации ребенка   является социально-коммуникативный  тренинг.

Социально – коммуникативный  тренинг - это интерактивная форма обучения посредством приобретения жизненного опыта, с целью развития компетентности в общении.

 Особенность данного метода заключается в том, что дошкольники обучаются не через трансляцию знаний, например, посредством слушания сказок, произведений, что тоже является необходимой составляющей. Метод, создает практические условия (ребенок включается в конкретную ситуацию, а не просто представляет ее) для решения поставленной задачи.

Преимущества использования тренинга в работе с детьми:

•    В основе тренинга – обучающая игра (ведущая деятельность дошкольника);

•    Способствует развитию социально-эмоционального интеллекта;

•    Решает задачи диагностического, обучающего и коррекционного характера;

•    Возможность использования активных методов работы;

•    Эффективен для детей с нормой развития и «пограничными нарушениями»;

• Возможность использования вариативного подхода (комбинирование различных техник и методов);

•    Возможность структурировать взаимодействие с детьми в зависимости от наличия конкретной проблемы в детском коллективе;

Использовать тренинг в своей работе могут не только психологи ДОУ, но и педагоги группы.

При составлении  занятия  необходимо учитывать следующие условия:

1.    Доступность выполнения упражнений. Подбор (разработка) тем должна осуществляться в соответствии с интересом и возрастными потребностями дошкольников;

2.    Соблюдение принципов психологически безопасной групповой работы (уважение и умение ребенка считаться с позицией сверстника, эмоциональная идентификация, направленность на взаимопомощь в ситуации затруднения и т. д);

3.    Применение активных методов групповой работы по принципу диалога. Дети как активные участники процесса, взрослый – консультант.

4.    Соблюдение правил участниками группы.

Структура тренинга  состоит из трех стадий (начальная, рабочая, конечная) по актуальным на данный период времени обучающим задачам.

Первоочередной задачей является создание атмосферы психологического комфорта, привлечение интереса детей к совместным играм, развитие потребности в межличностном общении.

Следовательно, начальная стадия занятия (разминка) представлена играми и упражнениями, направленными на эмоциональное сплочение детей и взрослого (психолог, педагог);

В рамках рабочей стадии реализуются задачи практического характера в соответствии с конкретной темой (отработка умений ориентироваться в ситуации взаимодействия, развитие способности адекватно реагировать, готовность проявлять инициативу, доброжелательно относится к сверстнику при любых складывающихся обстоятельствах);

В рамках конечной стадии реализуются задачи, направленные на закрепление полученного опыта, обобщение знаний и умений (получение обратной связи), развитие мотивационной потребности у детей к дальнейшей совместной деятельности.

Занятия проводятся в игровой форме с использованием интерактивных методов.

Среди них можно выделить следующие:

  • Подвижные игры (разминка, разогревающие игры). Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим). Среди традиционно практикуемых подвижных игр и упражнений возможно использование элементов психогимнастики.
  • Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя без слов, используя элементы пантомимы. Данный метод на мой взгляд является наиболее эффективным, поскольку способность к вербализации чувств у детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно сформирована. Некоторые дети испытывают значительные затруднения в передаче необходимой информации в ходе игры.
  • Ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью старших дошкольников. Ребенок играя социализируется посредством освоения различных ролей и выполнения соответствующих ей норм и общественных требований. Отличительной особенностью ролевой игры в традиционных видах игровой деятельности (игра в магазин, больницу и т. д) и ролевой игры в тренинге является тот факт, что в классической игре дети дублируют дословно уже всем известные действия (выполняют функции воспитателя, врача, водителя). В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные варианты поведенческих паттернов в конкретной ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения.

Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями

  • Сенсомоторные игры. Сенсомоторные игры используются в качестве дополнительных тренинговых методов, как с целью развития общей и мелкой моторики дошкольников, так и с целью получения нового сенсорного опыта.

К сенсомоторным играм можно отнести следующие: игры с карандашами, прищепками, фольгой, мячами и т. д. Посредством использования различных предметов и действий решаются задачи развития навыков конструктивного мышления, развития координации собственных действий ребенка с учетом движений сверстников (телесно-ориентированные упражнения), формирование готовности дошкольника работать в условиях тактильного контакта, что как правило является затруднительным не в очень сплоченной группе, выполнять упражнение не открывая глаз.

ü   Игры с правилами на развитие психических процессов, мелкой моторики, произвольной сферы.

ü   Игры и упражнения на сотрудничество,  развития навыков межличностного взаимодействия (игры - приветствия, игры – взаимодействия)

ü   Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятия напряжения, релаксационные игровые упражнения.

ü    Анализ проблемных ситуаций

ü   Слушанье музыки

ü   Упражнения творческого и подражательно -  исполнительского характера

ü   Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности)

В конечной стадии каждого занятия между участниками группы традиционно осуществляется обратная связь. Обратная связь направлена на закрепление полученного опыта, развитие умения обобщать и использовать в дальнейшем проработанную информацию в практическом ключе.

Я предлагаю вместе проиграть каждую часть тренинга.

Практическая часть с педагогами

Упражнение - разминка «Передай мой привет».

Описание упражнения. Участники встают в круг спиной друг к другу с закрытыми глазами. Водящий начинает совершать какое – либо движение, например, гладит впереди стоящего по голове, или щекочет под мышкой, или кладет руку на плечо. После того, как движение пройдет полный круг, следующий по очереди участник задает другое движение.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не передадут свой привет. Психологический смысл упражнения заключается в создании условий для снятия психоэмоционального напряжения посредством телесного контакта и эмпатии между детьми (желание передать приятные ощущения другим).

(Приветствие «Доброе слово», «Назови ласково», «Назови себя»)

   Упражнение – разминка «Карандаши».

Описание упражнения. Дошкольникам раздаются карандаши (по одному карандашу на каждого). Задача участников зажать и удержать карандаши между пальцами рядом стоящих партнеров по игре. Сначала упражнение выполняется в парах, которые располагаются напротив друг друга на расстоянии 40-60 см. Дети пытаются удержать карандаши подушечками указательных пальцев.

Дается инструкция совершать движение руками вверх-вниз, перед собой совершая вращение по кругу и т. д. Затем из участников всей группы формируется большой круг, карандаши аналогичным образом зажимаются между подушечками указательных пальцев. Дети должны синхронно выполнять следующие движения:

•    Поднять руки вверх и опустить их.

•    Совершить шаг вперед, и, например, два шага назад.

Обучающая ролевая игра. Детям предлагаются для проигрывания и обсуждения следующие ситуации:

Маша, Кристина и Арина были неразлучными подружками. Когда дети стали собираться на прогулку.  Кристина нашла в своём кармане две конфеты. Одну она решила съесть сама, а другой угостить Машу. Арина сильно обиделась, когда поняла, что подруги с ней не поделились сладостью.

После проигрывания ситуации дошкольникам предлагаются вопросы для обсуждения: «Ребята, можно назвать Машу, Кристину и Арину подругами?»; «Кто из них поступил неправильно?»; «Как бы поступили вы в данной ситуации?».

После совместного обсуждения, дошкольникам предлагается снова проиграть ситуацию, в сочетании с наиболее приемлемым по мнению детей способом выхода из конфликтной ситуации. Ведущий обращает внимание детей на такие нравственные качества, как умение вовремя признавать свои ошибки, быть честным, умеющим делиться и помогать другу в беде.

Игры на развитие умения  излагать свои мысли, конструировать текст для  другого: «Художник слова» (дети по очереди задумывают кого то из группы и начинают рисовать словестный портрет, не называя имени), «Магазин» (покупатель не называя предмет, который хочет купить, описывает и рассказывает для чего он пригодится, что из него можно сделать), «Знакомство» (ребенок берет одну предметную картинку и не показывая другим, несколько секунд рассматривает ее. Затем картинка убирается и ребенок должен точно описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…», «Цепочка слов» (ребенок придумывает 3 – 5 слов и указывает на любова игрока, который должен повторить слова в той же последовательности)

Коммуникативная игра «Найди пару» (ранжирование на пары; способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.

Участники расходятся по комнате.

По тропинке громко топал, друга он пошел искать.

«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»

Двигаются по комнате произвольно.

Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».

Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.

Мишка с другом покружился…

Кружатся.

Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.

Гладят друг друга по голове.

Спины звери почесали…

Поворачиваются друг к другу спинами.

Вправо, влево, вверх и вниз.

Трутся спинами.

И немного потолкались.

Слегка толкаются.

Крепко-крепко обнялись.

Обнимают друг друга.

 

Упражнение «Пресс - конференция»

Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.

Рекомендации: Темы пресс – конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка» и т.д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.

Упражнение «Ролевая гимнастика»

Цель:  упражнение помогает почувствовать состояние другого человека. Преодолевать застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.

Дети по очереди выполняют ряд заданий.

Рассказать известное стихотворение : а) очень быстро – с пулеметной скоростью;  б) как робот; в) шепотом; г) медленно – со скоростью черепахи.

Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.

 

 

Упражнение завершение.

Участникам группы предлагается сесть за общий стол, на котором приготовлены вырезанные кружки из разноцветного картона и фломастеры. Также для выполнения задания необходимы прищепки.

Детям предлагается нарисовать в каждом выбранном кружке то, что он хотел бы подарить самому лучшему другу (улыбку, игрушку, угощение, свою дружбу – рукопожатие и т. д). После того, как дети подготовят свои подарки в виде кружков, ведущий предлагает взять прищепки и прикрепить ими каждый кружок друг к другу. В результате должна получиться длинная гусеница.

Обратная связь. После выполнения последнего задания, ведущий вместе с детьми обобщает полученные в ходе занятия переживания, знания. Обращает внимание дошкольников на желание каждого ребенка и взрослого человека иметь добрых и верных друзей.

Завершая мастер класс, я хочу предложить вам вспомнить притчу о мудреце и бабочке.

  Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция по отношению к сегодняшней нашей с вами встрече, по которой вы хотели бы  высказывать свое мнение.

  • «Большой» -  для меня было важным и интересным…
  • «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
  • «Средний » -  мне было трудно (мне не понравилось)
  • «Безымянный» -  моя оценка психологической атмосферы..
  • «Мизинец» -  для меня было недостаточно..

Всем спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Сотрудничество с коллегами | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 5780 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar