Семинар практикум с педагогами на тему: Использование методических приемов и игр, или как сделать родительское собрание эффективным и инт
2016-03-14, 9:41 PM

Семинар практикум с педагогами на тему:

 

Использование  методических приемов и игр, или  как сделать родительское собрание эффективным и интересным

 

(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка»)

 Добрый день уважаемые коллеги! Как вы думаете, почему наша сегодняшняя встреча началась с этой песенки? (ответы педагогов) Улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. Давайте поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг, я передаю солнышко со словами «Я рада видеть всех вас и вас ….следующий обращается к стоящему рядом с теми же словами, передает  солнышко.

Игра приветствие «Я рада видеть вас»

  Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Вы согласны со мной? (ответы педагогов)

  Так и  родителей наших воспитанников важно заинтересовать работой детского сада, группы, проблемой.  У педагогов и родителей одна задача: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Тема сегодняшней нашей встречи «Использование  методических приемов и игр, или  как сделать родительское собрание эффективным и интересным».

  Для решение этой задачи необходимо использовать активные формы работы с родителями. Какие? (педагоги перечисляют).

  Как показывает опыт, каждая аудитория слушателей (родителей) индивидуальна, и что подойдет для одних, может совершенно не пригодиться в работе с другими.  А сейчас рассмотрим   отдельные методические приемы, игры, упражнения позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:

– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,
– вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,
– предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
Методические приемы, упражнения, игры подбираются с учетом на конкретную группу родителей и  для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном – рефлексивном).

1. Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).

    В начале встречи необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору. Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.

  Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом  Цветковой С. В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.

  Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры: Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка) (показ на слайде)

 

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.

 Вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

– Что изображено на картинке?

– Губка (родители).

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет синего цвета (родители).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

– Родители высказывают собственные предположения.

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? (педагоги высказываются).

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
  Таким образом  подобрав другие рисунки-метафоры, вы можете актуализировать любую тему собрания и сделать его интересным.

Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).

  Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.

 Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением.

Самым распространенным способом привлечь внимание родителей в начале встречи является игра.

Игры приветствия, игры на знакомство, они же «ледоколы» - самые простые и эффективные игры для создания атмосферы доверия и позитивного настроя в любой, даже самой «разношерстной» группе.

- «Я рада видеть вас»

- «Мое имя» (произносят имя и одно важное качество);

- «Презентация соседа» (в парах, проводят краткую ознакомительную беседу, а потом рассказывают остальным о своем соседе);

- «Узелки дружбы» (бросающий мяч говорит краткое сообщение о себе, следующий находит что то положительное в сообщении и добавляет свою информацию);

- «Снежный ком» (родители встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое) ;

- «Белка» (на полу отмечаются две линии друг напротив друга, люди распределяются произвольно вдоль линий. Вводная: ведущий называет какие-то характеристики, например: «Пусть справа окажутся те, кто любит  классическую  музыку, а слева — те, кто любит реп, пусть справа окажутся те у кого в имени есть буква О, а слева у кого буква Н;  (варианты – имена, фильмы и так далее). Участники должны быстро, не столкнувшись перебежать на ту линию, которая им подходит. Если не подходит ни та, ни другая – останавливаются в центре. Если столкнулись – ведущий выбирает новую вводную и все продолжается);

- «3 слова о себе» (участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается);

- «Трям-здравствуйте!» (за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.);

- «Такие разные времена» (участникам предлагается встречаться и здороваться под разную музыку, в разном настроении, в разном стиле, как будто люди из разных культур и эпох).

Предложите свои варианты игр, на знакомство и сближение. (педагоги предлагают)

2. Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания).

 Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.
В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс-анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.

 Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании.

   Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.

 Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

3. Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.

  Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации. 

Подобным методическим приемом   является

 Упражнение «Ассоциации» (заимствованное  из технологии

 обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).

   Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.

 Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по  любой теме. (желающий педагог проводит упражнение «ассоциации»)

   Ключевое понятие… . Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок). Педагог обобщает все сказанное родителями. А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

4. Вредные и полезные советы (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков).

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике? (ответы педагогов)

Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте.  Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий. Какие приемы вы используете? (ответы педагогов);

Упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». 

Прием «Вредные советы» (антирекомендации),

Прием «Скорая помощь» (родители, работая в группах, разрабатывают всевозможные приемы профилактики и коррекционного воздействия на ребенка с той или иной проблемой),

Прием  «Письмо от имени ребенка» с проблемой в развитии (родители, работая в группах, составляют обращение родителям от имени «проблемного ребенка», как бы ему хотелось, чтобы с ним взаимодействовали взрослые) и др. 
  Каждый из представленных приемов по-своему интересен и может быть взят на вооружение педагогом для работы с родителями.

 5.  Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание. А еще что можно использовать? (ответы педагогов).

Так же можно использовать интересную игру или упражнение:

- «Родительская копилка»;

- «Устная эстафета» (родители завершают предложенное предложение «Что бы мой ребенок успешно мог адаптироваться к школе, я должна….»);

- «Рассказ эстафета» (один участник начинает, другой завершает);

- «Пирамида опыта» (родителям предлагается построить или нарисовать пирамиду полезной информации, которую они почерпнули на собрании);

- «Если бы я ….» (родитель высказывается по теме начиная с предложенной фразы);

- Упражнение «Пожелание» (рефлексивный круг) (родители в кругу передают друг другу символический предмет заканчивая предложение: «Я желаю себе….», «Я желаю вам ...»);

- Упражнение «Аплодисменты друг другу» (педагог подходит к  любому участнику смотрит ему в глаза  и дарит свои аплодисменты, затем они уже оба подходят к следующему участнику и аплодируют и т.д.)

-  Упражнение «Портфельчик с полезностями».

   Перед своим выступлением я каждому из вас дала, так называемый, «Портфельчик», и предложила заполнять его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, интересными приемами работы с родителями и т.д.

 По окончании сегодняшней нашей с вами работы, я предлагаю, желающим рассказать, озвучить,  чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, и поделится интересными для него моментами. Спасибо! Я призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять свой портфельчик интересной и полезной информацией. 

 Педагог, работая с родителями, должен постоянно вести поиск интересных и эффективных  приемов для использования их в своей практике.

 

 

 

Категория: Сотрудничество с коллегами | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 1609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar