Семинар – практикум с педагогами на тему: «Психолого – педагогические основы общения с детьми»
2016-03-14, 9:37 PM

Семинар – практикум с педагогами на тему:

«Психолого – педагогические основы общения с детьми»

  Добрый день уважаемые коллеги! Я рада нашей сегодняшней встрече, тема которой «Психолого – педагогические основы общения с детьми»

Теоретические основы педагогического общения.

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

    Целью педагогического общения с детьми дошкольного возраста является развитие его личности, достигаемая в совместной деятельности педагога с ребенком. Образовательный процесс часто строится на активных действиях педагогов и детей как субъектов общения, и их общение становится центром взаимодействия.

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. В зависимости от используемых знаковых систем выделяют виды коммуникации:

1) вербальное общение: в качестве звуковой системы используется речь человека. Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством языка. В психологии речь разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь - речь, предназначенная для самого себя, используется прежде всего как средство мышления. Внешняя речь- речь, ориентированная на партнера по общению, на других людей. Внешняя речь может быть письменной и устной;

2) невербальное общение – общение с использованием неречевых форм общения, неречевых знаковых систем:

1) акустические:

- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность)- громкость, тембр, ритм, высота звука, логические ударения;

- экстралингвистические - речевые паузы, смех, плач;

2) оптико - кинестические:

- кинестика - движение рук, головы, туловища, походка;

-поза - осанка, манера держаться, держать себя;

- кожные реакции: покраснения, побледнения;

- вспомогательные средства общения - подчеркивание или скрытие особенностей телосложения, средства преобразования природного телосложения.

3) визуальные:

-выражение лица, выражение глаз;

-«контакт глазами» - знаки, представляемые движением глаз.

4) проксемические - расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

5) тактильные - прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи.

6) ольфакторные:

-приятные и неприятные запахи окружающей среды.

-естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют несколько функций общения:

  • Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
  • Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
  • Изначальный инструмент познания всего на свете.
  • Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
  • Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).

Условия оптимизации педагогического общения

  1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.
  2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.
  3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.
  4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.
  5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.
  6. Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

   В общении  с ребенком педагог выступает не просто человеком, который умеет общаться. Компетентность во взаимодействии с ребенком - одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку именно в общении происходит развитие ребенка. От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, т.е. направление и уровень развития ребенка. Поэтому педагог строит взаимодействие с ребенком, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития ребенка.

    На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых. На каждом возрастном этапе дошкольного детства свои особенности общения детей со взрослыми. Уважаемые воспитатели! Сделайте краткое тезисное сообщение, раскрыв особенности общения, детей в разном возрасте.

Общение ребенка в раннем возрасте.

  • Каковы особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми?
  • Какова специфика развития предметной деятельности в раннем возрасте и как эта деятельность строит общение взрослого с ребенком?
  • Что должен знать воспитатель о возрастном кризисе трех лет?
  • Как можно смягчить трудновоспитуемость ребенка?
  • Почему игрушки считаются полезными для развития общения ребенка?
  • В чем достижения раннего возраста?
  • Как относится ребенок к своим маме и папе?

Общение в младшем и среднем дошкольном возрасте.

  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со взрослыми?
  • Каковы особенности общения детей младшего и среднего возраста в группе сверстников?
  • Каковы особенности реальных и игровых отношений детей младшего и среднего дошкольного возраста?
  • Как влияет расширение круга общения детей на развитие речи?
  • Каково значение игрушки для развития общения?
  • Как общаются между собой мальчики и девочки?

Общение в старшем дошкольном возрасте?

  • Каковы особенности общения детей старшего дошкольного возраста?
  • Каковы достижения в общении ребенка старшего дошкольного возраста?
  • Как общается старший дошкольник со взрослыми?
  • Как общается старший дошкольник со сверстниками?
  • Как общаются дети старшего дошкольного возраста по поводу игры?
  • Как общаются друг с другом мальчики и девочки старшего дошкольного возраста?

   В системе ценностных ориентаций личности педагога особое значение принадлежит профессиональной направленности, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. К ней относятся интерес и любовь, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, воображение, организаторские способности, общительность, требовательность, честолюбие, настойчивость, профессиональная работоспособность.

Работа педагога есть скрытая манипуляция, но в хорошем смысле слова означает руководить, влиять применяя свое мастерство и опыт.

  Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагаю вам пройти самодиагностику «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ». (раздаются листы на каждого участника) Ответить на вопросы и подсчитывать баллы вы сможете   самостоятельно после нашей  встречи.

Модели взаимодействия взрослого с ребенком

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной 

Модель учебно-дисциплинарная

В основе: обучение ребенка умениям и навыкам

Способы общения: наставление, требование, запрет, угроза, наказание

Тактика общения:  руководство и контроль

Результат общения: подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость.

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе: самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам.

Способы общения:  холодное наблюдение; реагирование уходом; реагирование    раздраженным непринятием.

Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.

Результат общения: разрыв эмоциональных связей.

Личностно ориентированная моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.

В основе:  Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.

Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

Результат общения: свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья.

-Уважаемые коллеги!  Я предлагаю поиграть в игру «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является НАБЛЮДЕНИЕ.

 

ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.

Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары». Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака (например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.

Прим.: Для оживления игры тренер может заранее приготовить некоторые атрибуты.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими                             сложностями, трудностями.

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙТЕ МАШИНУ»                                                                          

Цель: развитие умения принимать совместные решения, путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера, умение взаимодействовать в коллективе. Определение личных качеств ребенка в процессе организованного наблюдения.  (Лидерство, темперамент...)

Инструкция: педагогам предлагается подойти к столу, где расположен лист ватмана и один набор карандашей, маркеров, и нарисовать машину, на которой весь наш коллектив отправится в педагогический процесс.

Обсуждение: педагоги обсуждают весь процесс рисования. С какими трудностями столкнулись. Составляется общий список качеств ребенка, которые могли бы мы отметить в процессе выполнения данного задания детьми. Например: лидерство, застенчивость, активность, уровень  развития речи, инициативность, дружелюбность и т.д.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УРОВЕНЬ»

Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.(10 мин)

Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

ИГРА « СОЗДАЙ ТО ЖЕ САМОЕ»

Цель: Отработка навыков по составлению четкой и ясной инструкции к заданиям для  ребенка, выявление значимости точности объяснений педагога. 

Инструкция: Поделившись на две команды, педагоги получают от ведущего одинаковый  набор геометрических фигур (приложение 4) на каждую команду. Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Затем каждая команда выбирает капитана.  Капитан первой команды объясняет капитану второй команды фигуру, составленную своей командой без называния частей тела. Капитан второй команды должен нарисовать на доске фигуру первой команды. Затем капитаны меняются ролями.

Обсуждение: во время обсуждения педагоги меняются впечатлениями, говорят о трудностях, о том, как еще можно было бы объяснить. Делается вывод о значимости четкой инструкции.

Упражнение 1. Педагогический такт воспитателя. Проанализируйте ситуацию.

1. Увидев, что Вадик собирается рисовать в свободное от занятий время, педагог спрашивает:

- Что ты собираешься рисовать и чем?

- Как будешь располагать рисунок на листе бумаге?

- Что нарисуешь сначала, а что потом?

Напоминает, что после рисования нужно все положить на место.

Вопрос: нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?

Упражнение 2. Решение педагогической ситуации.

1. Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю?

Что делать, если:

  • ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести.
  • Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

 Выводы семинара «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

1.      Как вид общения, всякое занятие с детьми – это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло его стремление заниматься, необходимо разнообразить формы его проведения. Если же из дня в день общаться с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит и детям и взрослому.

2.      В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).

3.      Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенно-веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4.      Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5.      Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка – это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

6.      Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Важно помнить, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

 

Категория: Сотрудничество с коллегами | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 2182 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar