Консультация для педагогов на тему: «Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии со сверстниками»
2016-03-14, 9:51 PM

 

Консультация для педагогов на тему:

«Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии со сверстниками»

     Эмоциональное благополучие является одной из важнейших линий развития ребенка – играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка. Как справедливо указывал педагог-психолог А.В. Запорожец «Эмоции – сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребёнка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии с потребностями детской личности. А эмоциональное благополучие – гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психологическим благополучием.

        Г. Г. Филиппова выделяет следующие компоненты эмоционального благополучия ребенка в ДОУ:

  • эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения,
  • переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта,
  • переживание успеха – неуспеха в достижении цели,
  • переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними,
  • переживание оценки другими результатов активности ребенка.

      Для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. В дошкольном возрасте сверстники становятся важной составляющей в жизни ребенка: к 4-5 годам  сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. На протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) повышается устойчивость избирательных предпочтений детей, устойчивость и количественный состав детских объединений (от чисто внешних предметных качеств до личностных характеристик). Стремительно увеличивается структурированность детей коллектива (одни дети становятся все более предпочитаемыми, другие находятся в положении отверженных). И к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более популярными, другие не пользуются особой популярностью.

    Группа сверстников оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, так как именно в условиях общения со сверстниками ребенку необходимо применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспособлять эти нормы к конкретным ситуациям. В детском обществе в процессе общения постоянно возникают ситуации, в которых необходимо согласовывать действия, уметь отказаться от личных желаний ради достижения общей цели и проявлять доброжелательное отношение к сверстнику. Не всегда дети находят нужные способы поведения и очень часто между ними возникают конфликты, при отстаивании каждым своих прав.

     Каждый ребёнок – это индивидуальность со своими чувствами, переживаниями. Восприятие ребёнком окружающего мира, его активность и устремления зависят от его желаний, интересов, потребностей. Настроения. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место – это является причиной конфликтов, частых ссор между детьми, негативной оценки поведения детей со стороны взрослых. Ребёнку сложно откликнуться на переживание другого человека. Постепенно, на основе общения, у детей развивается социальная восприимчивость, а ведь только в этом случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви.

  Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу – «ребенок – кумир семьи» и «отверженный». Следствием таких типов может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольника как способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Такой ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать себя и взрослого. Рост социально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Они легко применяют образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их. Дети пытаются преодолевать эти трудности, у некоторых это получается, у других нет. Но, тем не менее, дети защищают себя сами и делают всё возможное, чтобы преодолеть трудности. Они выбирают такие варианты поведения, которые, по их мнению, помогут справиться с ними. Дети могут уходить в свой собственный мир, отказываясь от общения, быть враждебными и агрессивными, всего бояться - это всё проявления эмоционального неблагополучия.

    Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренней конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребёнка, он нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности. Под воздействием целого ряда негативных факторов (нарушение детско – родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы) у ребенка формируются признаки социально – эмоционального неблагополучия.  

 Давайте рассмотрим признаки эмоционального неблагополучия:

  • Трудность засыпания и беспокойный сон;
  • Усталость после нагрузки, которые совсем недавно его не утомляли;
  • Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
  • Рассеяность, невнимательность;
  • Беспокойство и непоседливость;
  • Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;
  • Появление упрямства;
  • Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего – нибудь;
  • Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников;
  • Игра с половыми органами;
  • Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук;
  • Снижение массы тела или, напротив,  начинающие проявляться симптомы ожирения;
  • Повышенная тревожность;

     Вопрос эмоционального благополучия ребенка в ДОУ – очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.

    Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от  эмоционального самочувствия ребенка в детском саду.

   Общие задачи для педагогов в работе с детьми:

-  расширять представления детей об эмоциях;

- учить ориентироваться на эмоциональное состояние окружающих;

- гармонизовать эмоциональный фон детей за счет участия в играх и т.д.;

-помочь преодолевать агрессивные тенденции в поведении через упражнения на саморегуляцию, коммуникативные игры и т.д.;

- формировать положительное отношение к сверстникам;

- учить адекватно реагировать, управлять своими эмоциями, рассказывать о своих переживаниях через разыгрывание этюдов, обсуждение проблемных ситуаций».

            Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка  наиболее эффективными являются следующие условия:

•        организация взаимодействия педагога и детей с целью обогащения у дошкольников опыта совместных положительных эмоциональных переживаний и удовлетворения потребностей во внимании взрослого;

•        проведение специальных занятий,  игрового тренинга, упражнений доминантой содержания которых является формирование у детей чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к своему «Я», сверстникам, педагогам;

•        сопровождение детей с целью актуализации их эмоциональных состояний и субъективных ощущений, стимулирования их деятельности и оказания помощи в распознавании,  выражении и регуляции эмоциональных состояний;

      Как же можно решить эти задачи? Создать благоприятные условия?

      Целесообразным использовать игровые методы. В течении дня использовать тонизирующие игры. Утренняя атмосфера определяет эмоциональный тон всего дня, поэтому  многие психологи рекомендуют проводить игры с детьми из цикла «Такие разные эмоции»,  «Минуты вхождения в день» (Н.М.Метенова), которые ставят своей целью формирование добрых  и теплых отношений друг к другу, умение видеть прекрасное рядом с собой.

         В течение дня (утром, после дневного сна) необходимо отслеживать эмоциональное состояние детей: дидактическое пособие «Домик настроений» (картонный домик с кармашками, набор пиктограмм по основным эмоциям: радость, грусть, страх, злость, спокойствие), ведение «Дневника настроений», игра с мечем «Мое настроение, Игра «Азбука эмоций»; 

     В различных режимных моментах  проводить коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, на понимание эмоционального состояния другого человека. ( «Сороконожка», «Менялки игрушек», «На что похоже настроение?», «Комплименты», «Клубочек», «Создание рисунка по кругу»  и многие другие игры) проиграть с педагогами

    После чтения художественной литературы с обсуждением, уместно проводить мимические и пантомимические этюды, инсценировки. (давайте сейчас вместе поиграем. Игра «Мы умеем…» Кто из вас  может предложить мимическую игру или упражнения? ). Целесообразным является включать этюды в структуру НОД для приобретения детьми опыта взаимоотношений. Проигрывая различные ситуации, ребенок берет на себя роль то положительного, то отрицательного героя. Такие контрастные позиции дают ребенку возможность принять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения.

   На прогулке, использовать подвижные, развивающие игры, игры объединяющие воспитателя и детей в группе. На прогулке удачной будет организация взаимодействия детей в парах как практика взаимопомощи, трудовые поручения.

       Один из признаков эмоционального неблагополучия как тревожность и страх, неуверенность в себе, психоэмоциональное напряжение. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребёнка, в ней почти нет положительных переживаний, и присутствует постоянная эмоциональная неудовлетворённость. Страхи надо побеждать, преодолевать. Страх выступает регулятором поведения. По своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффекты, страдания и т.д.) не является однозначно опасным и «вредным» для ребёнка. Очень часто страх защищает ребёнка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. В некоторых ситуациях со своими страхами ребёнок в состоянии справиться сам. Задача педагога - не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Необходимо помочь ребёнку овладеть методами саморегуляции, что позволит ему справиться со своими страхами, быть увереннее в себе. При решении данной проблемы помогут такие игры как: «Нарисуй свой страх, победи его», «Жмурки», «Добрый питон», «Строптивая лошадка».

   Самая частая проблемы у детей во взаимодействии  со сверстниками  это - детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психической защиты. Поведение таких детей носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение они готовы злить взрослых и сверстников. Они не успокоятся, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Они сознательно выводят взрослого, чтобы получить ответную реакцию, затем плачут и, только получив утешение и ласку, успокоятся. Это странный способ получения внимания. Но для таких детей единственный механизм - «выход» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

         Причины агрессивности почти всегда внешние, семейное неблагополучие, лишение чего-либо желаемого, разница между желаемым и возможным. Только поняв и приняв это, взрослый поймёт, что ребёнок ни в чём не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении. У многих агрессивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна. При обнаружении признаков агрессивности, необходимо поиграть с ребёнком в специальные игры («Уходи, злость, уходи!», «Ругаемся овощами» и др.).

         В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. Главным формирующим фактором в развитии эмпатии являются взаимоотношения с окружающим миром. И здесь можно использовать специальные упражнения, которые помогут ребёнку научиться глубже понимать чувства и настроения других людей («Тренируем эмоции», «Изобрази эмоцию» и т.д.);

        Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно: по мимике – выразительным  движениям мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям  всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи.

     В работе с детьми на ряду с игровыми методами можно  использовать наглядные и словестные  методы.

     Наглядные методы обучения: демонстрацию дидактических пособий при ознакомлении детей с контрастными эмоциональными состояниями (радость-грусть, спокойствие-удивление на примере героя и т.д.), просмотр мультипликационных фильмов с последующей беседой по содержанию («Мы делили апельсин», «Кот Леопольд и мыши», «Белоснежка и семь гномов», «Котенок по имени Гав» и др.), рассматривание иллюстраций к детским сказкам («Маша и медведь», «Три медведя», «Бармалей» и др.) Обсуждение эмоциональных состояний изображенных героев позволит детям сопоставить их переживания с собственным личным опытом.

    Словесные методы обучения:  беседы с детьми о различных эмоциональных состояниях помогут сформировать умение вербально передавать эмоциональные состояния через их называние, описание.  Такие беседы помогут понять смысл изображаемой ситуации и переживаний героев.  Использовать специальные упражнения   на развитие эмоционального словаря (подбор синонимов, антонимов, сравнений), на произнесение фраз с определенной интонацией («Пойдем гулять» - сказать весело, грустно, удивленно.), на продолжение фраз («Мне весело когда…», «Я грущу, когда…»), (проиграть с педагогами) на сравнение различных эмоциональных состояний.  Знакомя детей с различными эмоциональными состояниями, их внешними проявлениями, причинами их возникновения, взрослому легче понять эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать их переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует.         

    Расширяется круг понимаемых детьми эмоций. Дети начинают лучше понимать себя и других. У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к сверстникам. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и коллективе сверстников. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения социальной успешности развития ребенка. 

Категория: Сотрудничество с коллегами | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 1847 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar