Программа кружка «Юный краевед»
[ Скачать с сервера (230.6 Kb) ]2016-03-17, 8:11 PM

Пояснительная записка

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник закрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский.

   Воспитание было и остается  важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Социальный заказ государства на воспитание человека – современного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать  решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

   К сожалению, в последнее время в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов общества формирование воспитательного потенциала системы образования на ступени дошкольного детства  приобретает особую актуальность. В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Воспитание патриотических чувств у детей в ДОУ будет успешным  если развивать познавательный интерес, любовь к Родине, родному городу, его историко – культурному наследию.

   Патриотическое  воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отчеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

  В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

   Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с  двором, где посадил первое деревце.

   В период в системе дошкольного образования происходят большие изменения. Вышли Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программ (2010 г.), Федеральные требования к условиям реализации ООП ДО.  Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным наследием и историей страны, города.

   Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОУ, но результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнения ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация программы «Юный краевед». Мы считаем, что данная форма работы позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и доступным.

   При создании программы «Юный краевед» в основу легли такие нормативно – правовые  документы как: Федеральный закон «Об образовании»,  Федеральная программа развития образования, Федеральные Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, Положение о дошкольном образовательном учреждении, программа «Успех» реализуемая в ДОУ.

   Цель программы: приобщение детей к истории и культуре родного города. Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет.

  Задачи:

  1. Воспитывать основы социально – нравственной сферы чувств, представлений, отношений;
  2. Формировать интерес к истории родного города;
  3. Учить видеть историю вокруг себя;
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;

Содержание программы систематизировано по тематическим блокам:

  • История  города;
  • Архитектура города;
  • Природа города;
  • Творчество города;

   Программа включает в себя современные подходы к организации различных  видов детской деятельности, широкое  использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания. При реализации программы используются разные педагогические формы: беседы,  экскурсии, игры, развлечения. А также программа реализуется с участием родителей.  Деятельность кружка осуществляется в тесном сотрудничестве с Краеведческим музеем города Камышлова.

Принципы реализации программы

    Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по программе:

  • Принцип личностно-ориентированного общения 
  • Принцип гуманно-творческой направленности
  • Принцип наглядности.
  • Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
  • Принцип развивающего характера образования
  • Принцип единства с семьей

Условия

- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.

- Интеграция содержания образования

- Интеграция условий реализации содержания образования;

-Предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

- Использование системы мониторинга;

 Предполагаемые результаты реализации программы

  • Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному городу.
  • Развитие у дошкольников познавательной активности.
  • Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.

Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному городу.  Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал,   использовать  образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.

 

Реализация программы «Юный краевед»

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить  от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Работа по краеведенью реализуется:

- через образовательную  деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную

Представления о малой родине успешно формируются через образовательные области   основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»).

- через  образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность, и способствует со­хранению и укреплению здоровья дошкольников)

- через самостоятельную деятельность детей (различные  игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются тематические альбомы о малой родине, создание карт поселка, состав­ление маршрутов экскурсий и прогулок по посёлку; участие с родителями  в социально-значимых со­бытиях и прочее)

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее   детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе мы планируем разнообразные виды деятельности дошкольника - игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают  повышение интереса к данной теме.

 

Интеграция образовательных областей

 

Блок

История города

Архитектура города

Природа города

Творчество города

 

Образовательная область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область

«Физическая культура»

Формировать осознанную потребность в двигательной активнос­ти и физическом совершенствовании. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

 

   «Здоровье»

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопас­ного поведения.

Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

 

 

«Безопасность»

Формирование представлений о видах опасных ситуаций в быту, на улице в природе и причиной их возникновения. Формировать умения безопасного для природы поведения в различных видах детской деятельности. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенци­ально опасным для человека ситуациям в природе.

 

 

    «Труд»

Формировать представления о труде взрослых. Выполнение отдельных видов хозяйственно - бытового труда и труда в природе. Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные матери­альные и культурные ценности, необходимые современному чело­веку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.

 

 

  «Чтение художественной литературы»

Формировать у детей интерес к литературе, воспитывать лю­бовь к книге, способствовать углублению и дифференциации чита­тельских интересов. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

 «Художественное творчество»

Формировать и активизировать у детей проявление эстетическо­го отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (по­вседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социаль­ным явлениям.

 «Социализация»

Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и гендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и пат­риотические чувства детей. Создавать детям условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.

 

  

  «Познание»

 

Создавать условия со­вместной деятельность воспитателя с детьми, развивающие практичес­кие и игровые ситуации, обеспечивающие накопление и обобщение чувственного опыта познания, собственной практической деятельности детей с предметами и материалами, продуктивные виды деятельности, а также экспериментирование и все виды игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Разработанные программы | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 824 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar