Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «УЧИМСЯ БЫТЬ ВМЕСТЕ»
[ Скачать с сервера (435.5 Kb) ]2016-03-17, 12:37 PM

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Радуга» Камышловского городского округа

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: http://detsad25.spb.ru/wp-content/uploads/2012/03/19.jpg

 

Разработчик:

воспитатель

1 квалификационной категории

Саласкевич М.А.

 

 

 

Камышлов, 2013 г.

Содержание

 

 Раздел 1. Целевой …………………………………………………………….

Пояснительная записка…………………………………………………………

 

3

3

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности  детей дошкольного возраста …………………………………………………………………………

 

5

1.2. Цель и задачи  программы.………..............................................................

7

1.3. Принципы и подходы  программы……………………….……………….

7

 

 

Раздел 2. Содержательный…………………………………………………

8

2.1. Описание организации образовательной деятельности по реализации  программы…………………………………………………………….………..

 

8

2.2. Планируемые результаты освоения дошкольниками  программы……..

9

 

Раздел 3.  Организационный………………………………………………

 

11

3.1. Учебный план……………….……………………………………………..

3.2. Работа с родителями………………………………………………………

3.3. Методические рекомендации по организации работы с родителями….

Литература

Приложения 1. Диагностический инструментарий

Приложение 2.  Методические разработки

 

11

33

39

49

 

 

1 Раздел.  Целевой

Пояснительная записка

 

          Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы  помощи детям с проблемами в развитии в соответствии  нормативными документами:

1. «Конвенция ООН о правах ребёнка», одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 25.11.1989 года, вступила    в силу в Российской Федерации 15.09.1990 года;

2. Федеральный закон от 24.07.98  № 124-Ф3   «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20.07.2000г.); 

3. Федеральный закон от 28.04.2009 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 15.04.2009г.;

4. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155;

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам дошкольного образования Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014;

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г № 1008.

   

     Согласно ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Среди наиболее важных рассматривается проблема сохранения психологического здоровья дошкольников.

       В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.  

    Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского сада общеразвивающей направленности позволяет своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении   трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Большое количество дошкольников попадают в так называемую «группу риска».

      Дети «группы риска» имеют различные нарушения, такие как недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, а так же в большинстве случаев негативные изменения в социально – личностной сфере (конфликтность, агрессивность либо, наоборот, замкнутость, боязливость, неадекватная самооценка, проблемы взаимодействия с социальной средой). Кроме того,  дети имеют разный опыт общения со сверстниками и взрослыми.

       Одним из приоритетов дошкольного образования является  развитие системы коррекционно-развивающего обучения, которое нацелено на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в социализации.

      Программа коррекционно – развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Учимся быть вместе»  обеспечит решение  проблем связанных с нарушением социально - личностной сферы ребенка,  с развитием психических процессов и коммуникативной сферы. При этом ребёнок выступает субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода встречаются и взаимодействуют с субъективностью и активностью взрослого.

       Создание условий для  психологического сопровождения дошкольников в рамках подгрупповых занятий, в процессе которой педагог  оказывает необходимую педагогическую, психологическую, развивающую поддержку ребёнку, выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуально личностных проблем. При психолого-педагогическом сопровождении ребенка необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников.

 

  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

                      Психологические  особенности детей 5-6 лет

 

Показатели

 

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

 

Ведущая функция

 

Воображение

Игровая деятельность

 

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении

Эмоции

 

Преобладание ровного оптимистичного настроения

 

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

 

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

 

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

 

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов

 

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия

 

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления

Воображение

Развитие творческого воображения

 

Условия успешности

 

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

 

Новообразования возраста

  1. Планирующая функция речи
  2. предвосхищение результата деятельности
  3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)

 

       1.2.  Учитывая  индивидуальные и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, нами была сформулирована цель программы «Учимся быть вместе»:

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, раскрытие потенциальных возможностей. Коррекция психологических изменений личности ребенка.

  Задачи:

  1. Коррекция психологических изменений личности ребенка, обеспечивающих социальную успешность;
  2. Формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества, на уровне ребенок-ребенок, ребенок – взрослый;
  3. Развитие эмоционально – волевой сферы;
  4. Развитие интеллектуальных способностей, самоконтроля, саморегуляции.
    1. Принципы и подходы программы

При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

 -  Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р. Лурия)

 - Деятельностный  подход  (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)

 -   Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)

При проведении психологической работы с  детьми соблюдаются  следующие принципы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

3. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи психологической работы.

4. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья.

    

Раздел 2. Содержательный

 

2.1. Описание организации образовательной деятельности по реализации  программы

 

  Программа рассчитана на групповую форму работы с детьми старшего дошкольного возраста, проводятся 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия составляет 30 минут.  Программа  включает в себя цикл тренинговых занятий имеющих определенную структуру:

  1. Приветствие. Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет детей почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определенный речевой оборот.
  2. Основная часть. Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение произведений художественной литературы, слушание музыкальных фрагментов, рисование. Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние воспитанников.
  3. Итог занятия. Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию.
  4. Ритуал прощания. Это своеобразная «точка» в занятии. Дети прощаются друг с другом и с психологом.

 

  На тренинговых занятиях используются следующие методы и приемы работы с детьми:

  • Игры с правилами на развитие психических процессов, мелкой моторики, произвольной сферы.
  • Игры и упражнения на сотрудничество,  развития навыков межличностного взаимодействия (игры - приветствия, игры – взаимодействия)
  • Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятия напряжения, релаксационные игровые упражнения.
  •  Анализ проблемных ситуаций
  • Слушанье музыки
  • Упражнения творческого и подражательно -  исполнительского характера
  • Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности)

 

   Успешность работы с детьми зависит от понимания педагогом границ возможностей дошкольников данной группы, умение учитывать зону их ближайшего развития.

 

2.2.Планируемый  результат

   Программа включает мониторинг достижения достижений дошкольников. Планируемые результаты  представляющего собой систему сбора, обработки и анализа  информации. Мониторинг обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. В начале в конце учебного года проводится диагностика личностных, коммуникативных  особенностей развития детей, результаты вносятся в технологическую карту.

Используемые методики валидны и надежны, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изучаемый параметр

Методика

Источник

1.Воображение, моторика

 

Дьяченко О.М «Дорисовывание фигур»

Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В.

2. Память

 

 

Истомина З.М. «10 слов»

 

 

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков, 1997

А.Р.Лурия «10 слов»

 

3. Внимание

Эльконин Д.Б. «Графический диктант»

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995

 

 4. Самооценка

Марцинковская Т.Д.  «Лесенка»

Клюева Н.В. Касаткина Ю.В  Учим детей общению. Ярославль, 1997

 5. Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М, 2009

6.Коммуникативные навыки

Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития

Юдина Е.В. Степанова Г.Б. Педагогическая диагностика в д/с. М. 2002

 

 

7.Эмоционально-волевая сфера

 

Велиева С.В «Паровозик» 

Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

«Уровень агрессивности ребенка»

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1994

 

Графическая методика «Кактус»

Детская практическая психология /Под ред. Марцинковской Т.Д. М.:

Гардарики, 2004.

 

   Все данные диагностики заносятся в технологическую карту, где указаны результаты развития детей.  На основании этих данных выстраивается работа с детьми и общие диаграммы с целью отследить результативность и динамику изменений в развитии группы  участников программы.

Предполагаемые результаты развития дошкольников:

  1. Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;    
  2.  Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  3.  Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  4. Создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  5. Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.    Литература:
  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб: Речь, 2008.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002,
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. – Ярославль: Академия, 1999.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие» М: Генезис, 2000.
  5. Крюкова С.В. «Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет» - М: Генезис, 2002.
  6. Козлова С.А. «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л.И. Катаева. – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  7. Костина Л.М. Интегративная игровая психологическая коррекция: Монография. – СПБ: Речь, 2005.
  8. Памфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М: изд-во ГНОМ и Д, 2000.
  9. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ/ О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005.
  11. Широкова Г.А. Справочник педагога – психолога ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  12. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб: Валери СПД; М: ТЦ  Сфера, 2002.

 

 

Категория: Разработанные программы | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 877 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar