Педагогический проект по созданию развивающей предметно - пространственной среды на прогулочном участке «Развивайка!»
[ Скачать с сервера (152.5 Kb) ]2016-03-17, 8:36 PM

    Актуальность проекта

    В условиях развития  системы дошкольного образования, большое внимание уделяется проблемам обеспечения стандарта качества дошкольного образования. Прежде всего, формированию в ДОО образовательного пространства, стимулирующего детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.

   Между тем требования к развивающей среде, предъявляемые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предусматривают организацию образовательного пространства, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участках, которые будут обеспечивать двигательную,  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, а значит, способствовать их познавательному, интеллектуально - творческому, социально-личностному и физическому  развитию.

Образовательное пространство, создаваемое в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО (п.3.3) должно обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности, выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

 Таким образом, актуальным является поиск новых подходов к организации образовательного пространства на территории детского сада обеспечивающее всестороннее развитие дошкольников.

  Мы считаем актуальным организовать и использовать территорию прогулочного участка для решения задач познавательного развития. Для воспитателя  прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, развить внимание, память и т. п.

        Для этого необходимо создать определенные условия, а именно установить разнообразное оборудование  для развития  детей на прогулочном участке, которое бы имело привлекательный вид, было прочным  и соответствовало возрасту и интересам детей, а так же имело развивающую функцию. 

  Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе дошкольного  детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

  Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

   Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

         Сенсорного развития  детей включено в общую систему развития и воспитания детей в детском саду и  решает такие задачи как:

    Образовательные:

  • развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  •  учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;
  •  развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  •  обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  •  воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  •  формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

Развивающие:

  •  развивать познавательные процессы;
  •  развивать мелкую моторику.

     В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка четвертого года жизни. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

     Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить:          

- качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей;

- быть комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам;

- активное участие родителей как субтьектов образовательного процесса.

 Таким образом, правильно организованная пространственно-развивающая среда  и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей.

         Описание проекта

 Проект направлен на улучшение участка младшей группы детского сада,  создание максимально комфортных и благоприятных условий для активного отдыха, воспитания и развития детей; способствует активизации творческих возможностей педагогов, детей и родителей,  а так же дает возможность поиска новых форм оформительского мастерства участков ДОУ.

Основания для разработки проекта:

 Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более эффективно организовать образовательный процесс, решать задачи познавательного развития. Интересно организовать занимательную и свободную деятельность детей на прогулочном участке.

 Стратегии реализации проекта:

• Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

 • Создание комфортных условий для развития личности ребенка;

 • Активизация творческого потенциала педагогов и родителей.

Ожидаемые  результаты:

  • организация образовательного пространства на участке ДОУ, способствующего гармоничному развитию и саморазвитию детей.
  • благоустройство территории в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
  • создание условия для всестороннего развития ребенка,  самостоятельной познавательной активности.
  • создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
  • изучение педагогами  новых подходов в организации развивающей предметно пространственной среды на прогулочном участке ДОУ, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
  • родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке.
  • удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников.
Категория: Проекты | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 1051 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar