Какие игрушки нужны детям?
[ Скачать с сервера (26.2 Kb) ]2016-03-19, 7:24 PM

Какие игрушки нужны детям?

    Детские игрушки, поступающие на наш рынок, проходят обязательную экспертизу на соответствие гигиеническим нормам. Но мало кого интересует, насколько игрушки соответствуют детским потребностям, насколько они способствуют развитию или являются вредными и препятствуют развитию. Игрушка издавна лучший друг ребёнка и неотъемлемая часть его игр. Поэтому нужно оценивать её значение в неразрывной связи с самой детской игрой, которую она органически дополняет и обогащает. Специалистами доказано, что средством развития психики ребёнка является игрушка.

    Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

   В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия. Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.

  Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре. Любая игрушка призвана развивать у ребенка различные способности. Чем больше у игрушки заложенных функций и технологического оснащения, тем больше она лишает активности фантазии.

  Мода на раннее развитие толкает родителей на покупку букв и цифр 6-месячному малышу. Они ошибочно полагают, что ребенок от этого станет умнее. Это крайне вредно для ребенка. Такие родители не владеют знаниями в области детского развития. Полагая, что ребенок усваивает все аналогично взрослым. Двухлетнему ребенку для полноценного развития не нужно ни азбуки, ни иностранного языка, ему полезней всего то, что он многократно повторяет со всевозможными предметами: открывать и закрывать, тянуть и толкать, заползать и выбираться, много двигаться. Этим постигается мир в его возрасте. 
     Когда сдвигаются естественные этапы развития, результатом становится резкое отставание. То, что должно быть в 4 года, происходит в 7 лет. Недоигравшие в детстве люди становятся инфантильными в более позднем возрасте. Ребенок сам не научится играть. Обязанность родителей – научить его этому. Ребенок может видеть кубики, но не знать, что из них можно собрать дом.

     Многие родители с восторгом хвалятся, что их 4-5-летние дети активно пользуются компьютером, сами включают и играют в «развивающие» игры, что очень опасно, т.к. эти игры очень затягивают, у детей создается вторая реальность, которая часто становится интересней реальной жизни. Очень часто бывает трудно вытащить ребенка из этой игры, будь она в компьютере или в телефоне. И с возрастом ребенок будет все больше и больше втягиваться в них, если ему не предоставить альтернативу.

   Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми. Чем младше ребёнок, тем больше эмоциональности и игровой динамики должна заключать в себе игрушка.

  Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используется. Это деление весьма условно:  каждая игрушка многофункциональна и поэтому её можно применять в разных играх. Игрушки, как и игры, делятся на творческие, сюжетные, дидактические и подвижные.

  Задача сюжетных игрушек – побуждать детей к сюжетным играм. Сюжетные игрушки являются имитацией действительных предметов, отражают жизнь, культуру и технику общества, в котором живёт ребёнок. Такие игрушки развивают фантазию детей, помогают им творчески воспроизводить действительность в сюжетной игре.

  Сюжетные игрушки имеют ещё одно название – образные игрушки. В последнем названии подчёркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребёнка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолёты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт.

  Цель сюжетной игрушки – обогащать и развивать сюжетную игру. Нельзя, однако, забывать, что эта функция нераздельно связана с воздействием на умственное, эмоциональное и нравственное развитие ребёнка дошкольного возраста. Только таким образом мы сможем правильно понять, какое значение имеет игрушка в руках ребёнка.

  Дидактические игры и игрушки, предназначенные для развития способов обследования предметов, орудийных действий с предметами, восприятия цвета, формы, величины, мышления, памяти, речи воображения, воли и пр. организуется, прежде всего, по инициативе взрослого, который знакомит ребёнка с условиями использования игрушек и правилами игры. В дальнейшем ребёнок использует игры и игрушки самостоятельно.

  Игрушки – забавы, «весёлые игрушки», по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей. Особенность игрушек – забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Всё то, что  будит в ребёнке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки – забавы помогают: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

   Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность.

  Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. К музыкальным игрушкам причислят сюжетные игрушки с музыкальным устройством, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

   Технические игрушки вводят детей в мир техники,  знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

  Театрализованные игрушки – это куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребёнка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

  Большое место отводится строительному и конструктивному материалу для игры. Он обладает неограниченной возможностью изображения многих предметов, создания игр самого разнообразного содержания.

  Решающим критерием при выборе игрушек должен быть возраст ребёнка. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребёнка и тому стационарному окружению, в котором он играет. Значение игрушки для психического развития ребёнка тем выше, чем меньше ребёнок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разного возраста.

   Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

   Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

  Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
   К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.

   К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
   К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

    Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки         (салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

   В дальнейшем ребёнок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.   Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять.

   При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

     Литературные источники

  1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре – М., 2007.
  2. Болотина Л.Р., Комарова П.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1997.
  3. Игра дошкольника.  Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.; 2000.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педогогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 2009.
  5. Кононов А. Духовный смысл игрушки // Духовно-нравственное воспитание – 2002. №1.
  6. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С.Л. Новоселовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение. 2005.
Категория: Для родителей | Добавил: marinasalaskevich
Просмотров: 421 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar