2016-03-14, 9:22 PM | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга» КГО
Методические рекомендации для педагогов по организации социально – личностного развития дошкольников
Составитель: воспитатель 1 кв.кат. Саласкевич Марина Анатольевна
Камышлов, 2014 Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, труднозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации социально-личностного развития дошкольников? Основные направления социально-личностного развития ребенка-дошкольника: - заботиться об эмоциональном благополучии ребенка; - способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; - способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывать уважение и терпимость независимо от - социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия. - создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. - способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело. - способствовать развитию у детей социальных навыков: помогать осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты - помогать детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх. Основные принципы организации процесса социального воспитания: - индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций; - воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; - развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; - становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. Реализация процесса социально-личностного развития дошкольников через различные виды деятельности. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников. Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений. Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Требования к социально – личностному развитию детей - развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); - воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты Задачи педагога по социально – личностному развитию детей
В процессе наблюдений, в играх, в совместных делах, тематических беседах и разговорах с детьми оценивает:
Карта наблюдения за детским коллективом
Формы работы для организации социально – личностного развития детей
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА С РЕБЕНКОМ
Общение как основа социально – личностного развития ребенка Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение – особый вид коммуникативной деятельности. Функции общения: 1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); 2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений). 3) познание людьми друг друга. Средств общения: 1) экспрессивно–мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; 2) предметно–действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта со взрослым или, наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки; 3) речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики. Содержания потребности в общении: 1) потребности в доброжелательном внимании (0,02–0,05, то есть от 2 до 5 мес.); 2) потребности в сотрудничестве (0,06–3, то есть от 6 мес. до 3 лет); 3) потребности в уважительном отношении взрослого (3–5 лет ); 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании (5–7 лет). Общение педагога с детьми Важное правило: у детей и взрослых совершенно разные представления о том, что серьезно и важно, а что бесполезно и бестолково. Безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Ребенок постоянно ищет его и даже борется за него. Язык непринятия: 12 барьеров общения. Эти 12 видов сообщений ведут к блокированию дальнейшего общения; они замедляют, тормозят или полностью останавливают двусторонний процесс общения, который так необходим при оказании помощи детям в разрешении проблем. Вот пять типичных ответов педагогов и родителей, сообщающих непринятие проблемы ребенка. Приказы, команды, указания. Пример: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу». Предупреждения, угрозы, предостережения. Пример: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя накажу», «Не сделаешь, пеняй на себя». Мораль, нравоучения, проповеди. Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа». Советы, выдвижение готовых решений. Пример: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться». «Чтение лекции», нотации, логические доводы. Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили! Не послушался – пеняй на себя», «Пора бы знать, что…», «Если будешь таким тихоней, то…» Следующие три группы сообщают осуждение, оценку, унижение. Многие взрослые уверены, что ребенку принесет пользу указание на его ошибки, недостатки, глупое поведение. (Увы, это заблуждение!) Критика, выговоры, обвинения. Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься», «Опять все сделал не так!» Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипная характеристика, высмеивание. Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй»», «Тихоня». Догадки, интерпретации, диагнозы. Пример: «Ты просто хочешь отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», « Небось, опять подрался», «Я вижу тебя насквозь», «Я знаю, это все из-за того, что…». Два следующих вида сообщений – это попытки взрослых сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя лучше, чтобы проблема ушла, или отрицать само наличие проблемы. Похвала, согласие, выдача положительных оценок. Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!», «Ты самая красивая!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». Успокаивание, сочувствие на словах, уговоры, утешение. Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Ты не первый переживаешь это», «Это не так трудно, как тебе кажется». Следующая группа сообщений – самая распространенная. Используются с целью решить проблему ребенка за него. Расспрашивание, расследование, допрос. Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Почему опять получил двойку?». Следующая группа сообщений используется, чтобы уклониться, «отделаться» от проблемы ребенка. Отшучивание, уход от разговора с помощью юмора, сарказма. Пример: «Давай поговорим о чем-нибудь веселом», «Ты что, встал не с той ноги?» «Давай вернемся к нашему уроку», «Пустяки, дело житейское». Важные принципы, которые следует соблюдать на занятиях
Главное – не в объеме усвоенных знаний, а в том, чтобы выросли люди, умеющие жить и общаться! Литература
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5587 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |