Конструкт организации совместной познавательно – исследовательской деятельности
Тема: Волшебное электричество.
Возрастная группа: дети 6 года жизни.
Форма работы с детьми: познавательно – исследовательская деятельность.
Форма организации: групповая, самостоятельная.
Материалы и оборудование:
- Зрительный ряд: цветные шары по количеству детей, бейджики по количеству детей, картинки к игре «Что есть, что было», картинки по безопасности, схемы экспериментирования, волшебная коробочка, лампочка, мольберт, бабочки из салфеток по количеству детей. Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности», картинки солнышек и тучек (обратная связь, рефлексия).
- Литературный ряд: загадки о лампочке, электрическом токе.
- Мультимедийные средства: телевизор.
- Раздаточный материал: разноцветные пластмассовые трубочки (коктейльные), кусочки шерстяной ткани, карточки - схемы путешествия тока, простые карандаши по количеству детей.
Цель
|
Развитие познавательных интересов у детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
|
Задачи
|
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
- Способствовать овладения приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Обучающие:
- Обобщить знания и представления детей о электричестве;
- Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить детей с причиной проявления статического электричества.
- Формировать правила безопасного обращения с электроприборами в быту.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
|
Этапы, последовательность
|
Содержание совместной деятельности
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Планируемый результат
|
1. Мотивация на совместную деятельность, эмоциональный настрой
|
Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте сегодня отправимся в путешествие, но с начала надо собраться в дорогу. В первую очередь нам нужно взять улыбку, хорошее настроение, знания, и взаимовыручку.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю всех, друзья,
А вы со мной идти готовы? (Да)
В чудесный мир зову вас я.
Там побывать желает каждый,
Чтоб прикоснуться к волшебству,
Мы оживлять предметы будем
И в этом я вам помогу!
|
Задает вопросы, читает стихотворение
|
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
|
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
|
2.Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию
|
Ребята что появилось? (волшебная коробочка)
Здесь лежит загадка:
Дом стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся. (Лампа)
Для чего нам нужна лампочка? (Чтобы было светло, мы могли играть, рисовать, читать).
А почему же сейчас от неё нет света? (Надо вкрутить лампу в светильник.)
Давайте вкрутим. А почему опять не светло? (Надо включить в розетку.)
А где розетка в нашей группе? (совместно с воспитателем перемещаются по группе и находят розетку)
Здесь лежит загадка!
Что за зверь сидит в розетке
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился
И в розетке поместился? (Электрический ток), (включают лампу в розетку)
|
Организует диалог с детей, концентрирует внимание;
Загадывает загадки.
.
|
Участвуют в диалоге, отгадывают загадки
|
Актуализируют знания, проявляют познавательный интерес
|
3.Введение новых знаний
Самостоятельная работа детей
|
Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
Хотите об этом узнать? Давайте послушаем, что нам расскажет Тетушка Сова из научного дупла. (Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора. Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности»).
Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме. Ребята и в нашей группе есть электричество. По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, потом оно попадает в розетку и только потом в лампочку. Предлагаю вам изобразитьмаршрут движения тока от электростанции до розетка. (Садятся за столы и соединяют картинки на карточке в той последовательность, как ток попадает в розетку)
Дети выходят из за столов и продолжают путешествие.
Ребята, как называются предметы, которые работают от электричества? (электроприборы)
Какие электроприборы вы знаете?
Для чего они нужны?
Для чего нужен утюг – обогреватель? т.д.
Молодцы много назвали электроприборов и их назначении.
Предлогаю поиграть со мной в игру «Что есть – что было».
Ребята посмотрите на карточки, и подумайте, какой предмет заменял его раньше, когда не было электричества и электроприборов? Выберите картинку и приклейте ее напротив. (играют)
Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.
|
Включает детей в образовательную деятельность, через игровую ситуацию. Включает детей в самостоятельную деятельность; Предоставляет время для самостоятельной деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания.
|
Дети уточняют полученные знания.
Фиксируют результаты,
активное участие в деятельности.
|
Проявляет инициативу в общении со взрослым.
Самостоятельно фиксируют полученные знания.
Воспитанники способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам и правилам поведения в различных видах деятельности.
|
4. Закрепление знаний
|
Беседа о технике безопасности.
У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы, бывает опасно для человека.
Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами?
Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам интересные картинки. (Педагог по одной показывает карточку, дети рассказывают)
|
Организует диалог.
Предлагает вспомнить и уточнить правила безопасности с электроприборами
|
Высказывают свои мысли, делают умозаключения. Рассматривают, анализируют, уточняют свои знания.
|
Умение анализировать сюжетное изображение.
Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выразить свои мысли и умозаключения.
Способны эмоционально сопереживать героям сюжета.
|
5.Экспериментирование. Получение новых знаний
|
Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».
Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в лабораторию «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество. Для этого нам нужно стать лаборантами и одеть бейджик. (идут в лабораторию)
Опыты.
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)
– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей) .
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. (дети натирают и прилепляют)
Вывод. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке. (прикрепить схему)
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шерстяной ткани. (дети пробуют)
Вывод. Электричество живёт не только в волосах, но и в одежде. (приклеить схему)
3. А еще в этой стране живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются).
Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу).
Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его) .
Что произошло с шариками? (они притянулись друг к другу) Почему?
Вывод. Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Отправляемся обратно в детский сад. (снимают бейджики)
|
Берет на себя роль старшего лаборанта. Предлагает детям надеть атрибут лаборанта и отправиться в лабораторию.
Показывает и предлагает для опытов необходимые материалы и инструменты, рассказывает о их предназначении.
Выполняет действия, комментирует их.
Предлагает сделать выводы, фиксируют результаты в виде схем.
|
Дети высказывают свои предположения, мысли. Рассматривают, уточняют.
Наблюдают за действиями воспитателя.
Самостоятельно участвуют в опытно – экспериментальной деятельности.
|
Владеет способами получения новых знаний при помощи взаимодействия с предметами.
Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – общении, познавательно -исследовательской деятельности Умение анализировать результаты собственных действий, действий педагога. Делать выводы, умозаключения.
|
6.Самоконтроль
|
Дети подходят к мольберту
В какой лаборатории мы с вами сегодня побывали в ходе нашего путешествия? О чем мы с вами говорили сегодня? Какие выводы сделали? Посмотрите на схемы. (дети рассказывают по карточкам схемам)
|
Задает вопросы, уточняет знания детей.
|
Дети рассказывают с опорой на схемы опытов, обобщают.
|
Развитие навыка построения высказывания.
|
7.Обратная связь
|
Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам путешествовать или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите – это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять. Если вам понравилось наше путешествие, то вы над моей головой прикрепите веселое солнышко. А если нет – то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам сегодня путешествовать. (дети приклеивают солнышки или тучки).
|
Получение обратной связи от воспитанников в форме игры.
|
Выражают собственные чувства, эмоции.
|
|
|